Современные автомобили оснащены многими энергоёмкими технологиями. Из-за этого разряженный аккумулятор становится всё более распространённой проблемой. Хорошая новость – есть некоторые способы, которые помогут завести машину с севшим аккумулятором. Но лучше не допускать возникновения такой ситуации.
Почему разряжается аккумулятор?
Основные причины севшей батареи:
- Саморазряд. Стандартная свинцово-кислотная батарея естественным образом разряжается со скоростью 0,1 В в месяц. Полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение 12,72 В. Проблемы с запуском двигателя возникают уже при 11,8 В и ниже. Чтобы достичь критического уровня разряда, новой батарее достаточно постоять без включения 8 месяцев.
- Непрерывное энергопотребление без движения. Даже когда машина стоит на месте, аккумулятор запитывает часы, радио, сигнализацию, системы удалённого управления и другое оборудование. Вентиляторы охлаждения двигателя и другие системы продолжают работать после выключения зажигания.
- Много коротких поездок. Только для запуска автомобиля требуется ток 150–350 А. Чем больше запусков двигателя, тем больше энергии расходуется. В коротких поездках генератор не успевает восстанавливать заряд.
- Неисправность генератора. Если генератор переменного тока работает неправильно, он не сможет заряжать аккумулятор во время езды.
- Холод. Батарея может потерять до 35% производительности при 0 °С и до 50%, если температура опускается ниже этого значения.
- Сульфатация. Если напряжение батареи упадёт ниже 12,4 В, начнётся химическая реакция, называемая сульфатацией. На пластинах аккумулятора начинают накапливаться кристаллы сульфата свинца, что приводит к снижению ёмкости.
- Паразитный разряд. Мелкие утечки электроэнергии, остающиеся незаметными. Чтобы их обнаружить, нужно тщательно проверить все системы автомобиля.
- Старый аккумулятор. Возможно, батарею уже пора менять из-за её солидного возраста. Около 5 лет при активной эксплуатации – вот срок службы средней АКБ.
Как запустить двигатель при севшем аккумуляторе?
Зная, как можно завести машину если сел аккумулятор, вы готовы к дальним поездкам. Рассмотрим наиболее эффективные методы запуска двигателя.
Толкание
Примечание: Этот способ подойдёт только для транспортных средств с механической КПП.
Порядок действий:
- Поставьте автомобиль на прямую и ровную дорогу без подъема (по возможности).
- Включите зажигание.
- Толкайте автомобиль, разгоняя его.
- Когда машина едет настолько быстро, что толкающие люди почти бегут, выжмите сцепление. Включите первую передачу, отпустите сцепление и немного поддайте газу.
- Остановитесь. Не выключайте двигатель 3-5 минут.
Можете ехать. Чтобы полностью разряженному аккумулятору хоть немного зарядиться, нужно ехать как минимум в течение 30 минут.
Буксировка
Порядок действий:
- Соедините машины тросом.
- Буксирующий автомобиль плавно стартует, постепенно увеличивая скорость до 25 км/ч.
- В буксируемой машине выжмите сцепление. Включите первую передачу, отпустите сцепление и немного поддайте газу.
- Остановитесь, не глуша мотор. Отсоедините трос.
Пуско-зарядное устройство
Самый простой способ завести машину с севшим аккумулятором. Порядок действий:
- Выключите зажигание.
- Подключите клеммы устройства к батарее.
- Включите зажигание.
Аналогичным образом используются и автомобильные павербанки. Это маленький аккумулятор, передающий основной батарее достаточный заряд для запуска мотора. Качественные павербанки можно использовать для запуска двигателя до 10-15 раз. Но внешняя батарея также постепенно разряжается даже без использования. Поэтому перед дальней дорогой лучше её проверить.
«Прикуривание»
Важно: в данном случае оба автомобиля должны быть одинакового класса и потреблять одно и то же топливо. В противном случае характеристики батарей будут разными. Если не учесть эту рекомендацию, можно разрядить батарею «донора», но не зарядить севший АКБ.
Порядок действий:
- Выключите зажигание.
- Соедините две АКБ проводами с клеммами. Сначала «плюс», затем «минус». На вашем автомобиле могут быть внешние точки контакта, к которым можно подсоединяться без доступа к АКБ.
- Спустя 2-3 минуты включите зажигание.
Если после поворота ключа мотор не завёлся в течение 2-3 секунд, выключите зажигание. Отсоедините провода, дайте мотору «донора» поработать для восстановления заряда. Затем повторите вышеописанные действия. 2-3 попыток достаточно, чтобы понять, удастся ли достичь успеха.
Если описанные здесь манипуляции не принесли желаемого эффекта, или если у вас нет возможности заниматься этим на дороге, просто вызывайте эвакуатор. Особенно полезной эта идея будет зимой на пустынной трассе, когда помощи ждать больше неоткуда.