Автосервис БестВей
Пн-Пт - 8:00-20:00
Сб-Вс - 9:00-18:00
Работаем без выходных

Что такое шатуны?

Консультация

Просмотров: 270

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Конструктивные особенности
  2. Силовой стержень
  3. Верхняя головка
  4. Нижняя головка
  5. Когда необходима замена
  6. Как происходит замена с учетом затяжки

Шатуны – комплектующие поршневой системы мотора. Их назначение – передача энергии сгорания топливной смеси от поршня к коленвалу. При работе деталь совершает круговые движения, соприкасаясь с коленвалом, возвратно-поступательные в контакте с поршнем. Элементы постоянно подвергаются трению, механическим нагрузкам, нагреванию, что приводит к быстрому износу. Монтаж новых комплектующих выполняют с учетом маркировки, с определением массы на весах для подгонки под шатуны в остальных цилиндрах.

Конструктивные особенности

Для изготовления деталей используется прочная сталь, хорошо противостоящая механическим нагрузкам, высоким температурам. В конструкции присутствуют:

Верхняя головка вместе со стержнем – это цельное изделие, нижняя сборная. Понять, что такое шатуны, несложно, рассмотрев их конструкцию подробнее.

shatun-podrobno.jpg

Силовой стержень

Это элемент с двутавровой формой, расширенной к верхней головке. Для дизельного мотора предназначены детали с размерами крупнее, с прочностью больше, чем у движков на бензине. Чтобы уменьшить вес шатунов, в спорткарах устанавливают алюминиевые детали. Допустимая разница в массе 10-15 г не зависит от материала или величины, регламентируется характеристиками двигателя. Для спецтехники достигает 40 г.

Несоблюдение показателей веса приводит к выраженной вибрации, поэтому массу нужно подогнать под самую легкую деталь. Восстановление шатунов болгаркой или заточным станком выполняют со снятием металла.

Верхняя головка

Плавающим либо фиксированным металлическим пальцем на элементе в форме равнобедренной трапеции крепится поршень, что увеличивает опорную поверхность. В результате механическая нагрузка снижается, шатуны в двигателе разрушаются медленнее. Плотность соединения комплектующих высокая. Для вращения пальца плавающей конструкции в головке запрессованы специальные втулки.

При сильной изношенности головки иногда клиенты просят мастеров автосервиса восстановить ее функциональность. Но опытные механики не советуют ремонт – конфигурацию цельного элемента воссоздать практически невозможно.

Нижняя головка

Разъемная конструкция обеспечивает контакт с коленвалом. Фиксация обеспечивается крышкой – съемным элементом, который болтами крепится на монолитной части. При установке детали важно избегать перетяжки, которая помешает свободному вращению коленчатого вала. Запрещен монтаж чужой крышки, иначе масса изделия изменится. При повреждении замене подлежит весь металлический шатун в сборке.

Когда необходима замена

Обычно менять шатуны приходится по причине чрезмерной изношенности, когда восстановление элементов невозможно. Провокаторами быстрой выработки ресурса выступают:

Основная причина поломок проблемы со смазкой – ее дефицит или невысокое качество. Шатун испытывает сильное трение, поэтому плохая смазка приводит к истиранию вкладышей, которые размещены в промежутке между шейками вала, а также нижней головкой.

Вкладыши играют роль подшипников, облегчающих скольжение. Когда стучит шатун в движке, причиной дефекта обычно является их истирание. Если пренебречь заменой, растут риски повреждения контактирующих элементов. Это происходит в результате осевого люфта коленвала, вызванного износом вкладышей. Стержень раскачивается, и головка ударяется о вал.

shatuny-na-dvigatel-avtomobilya.png

Как происходит замена с учетом затяжки

Чтобы заменить деталь, необходимо подвергнуть разборке двигатель. Работа предполагает стандартную последовательность действий:

  1. С пальца отверткой снимают стопорное кольцо. Вынимают палец, надавливая с другой стороны.
  2. Откручивают болты, снимают крышку и отсоединяют деталь от коленвала.
  3. Ставят новый элемент, выполняя действия в обратном порядке. Правильной установке помогает маркировка шатунов, которая присутствует на крышке нижней головки, а также на стержне.
  4. Стягивают болтами элементы.
  5. Устанавливают новый палец со стопорным кольцом, обеспечивают контакт детали с поршнем.
Для авто легкового типа рекомендуется затяжка шатунов 43-53 Нм. Это средний показатель, точный обозначен в техническом паспорте.

Замену деталей выполняют с обязательной подгонкой веса, с выдержкой нужного момента затяжки. Об эффективности ремонта свидетельствует движение авто с тихо работающим мотором, с увеличением ресурса выработки комплектующих поршневой группы. Чтобы детали быстрее приработались, заливают качественное моторное масло.


Записаться на сервис Вы можете по телефону:

Последние статьи

Пожалуй, лучшие aвтосервисы Ростова-на-Дону!

На 40% доступнее дилера. Экономьте вместе с автосервисом БестВей

Техническое обслуживание автомобилей

Диагностика автомобилей по 18 пунктам всегда бесплатно!

Качественные запчасти - в наличии по оптовым ценам

Быстрый, доступный и профессиональный ремонт автомобилей с гарантией до 1 года.

Записаться на обслуживание в БестВей
Основные марки, которые мы обслуживаем
78312003938 88312003938 8(831)200-39-38 8(831)2003938 8-831-200-39-38 78312003937 88312003937 8(831)200-39-37 8(831)2003937 8-831-200-39-37
Пн-Пт - 8:00-20:00
Сб-Вс - 9:00-18:00
Работаем без выходных
  • ООО «БестВей Ростов»
  • г. Ростов-на-Дону
  • ИНН 6164114086
Автосервис БестВей в соц. сетях

Наш рейтинг: 4.8 (Отзывов: 50)